Виртуальная выставка представляет документы Российского государственного исторического архива, повествующие о жизни и творчестве талантливого танцора и балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа (полное имя – Альфонс Виктор Мариус). Родился он 11 марта 1818 года в Марселе в семье французского танцовщика и балетмейстера Жана Антуана Петипа и драматической актрисы Викторины Морель-Грассо. Мариус был третьим ребенком в творческой семье Петипа. «Служение искусству переходило тогда из поколения в поколение, – писал в своих мемуарах Мариус Иванович, – и история французского театра насчитывает много театральных семей».
Первым учителем, который привил юному Мариусу любовь к балетному искусству, стал его отец. Вскоре после его рождения Жан Антуан Петипа был приглашен балетмейстером в Брюссельский Королевский театр, при котором организовал школу, где начали свое обучение Мариус и его старший брат Люсьен. Сначала будущий балетмейстер с неохотой занимался танцами. В воспоминаниях он писал, что в детские годы ему казалось, «что недостойно мужчины кривляться перед публикой во всевозможных грациозных позах». Но уговоры матери и настойчивость отца пересилили детские капризы.
18 ноября 1828 года имя Мариуса Петипа впервые появилось на афише возобновленного его отцом балета П. Гарделя «Танцемания». Юный танцовщик исполнил роль Мальчика из Савойи.
В 16 лет Мариус Петипа получил свой первый самостоятельный ангажемент. В Нанте он занял место первого танцовщика и балетмейстера. Там он ставил танцы для опер, одноактных балетов и сочинял балетные номера для дивертисментов.
Впоследствии Мариус берет уроки у известного танцовщика и хореографа Огюста Вестриса и выступает на сцене Большого театра в Бордо. В 1844 г. он уезжает в Мадрид, но через три года был вынужден покинуть гостеприимную Испанию и вернуться во Францию.
Весной 1847 года Мариус Петипа получил приглашение директора императорских театров А. М. Гедеонова занять место первого танцовщика и мимика. В середине мая этого же года он прибыл в Кронштадт. На выставке впервые представлено уведомление Санкт-Петербургской таможни о том, что на пароходе «Таж» из-за границы пассажиром Петипа для Театральной дирекции были привезены два ящика, в которых находились «диагональ, сукно, камлот, шелковая материя, платки, перчатки и проч.».
Здесь представлены первые контракты Мариуса Петипа и его отца, который был немного позже приглашен в Санкт-петербургское императорское театральное училище преподавателем танцев в мужских классах. Контракт с Мариусом Ивановичем был заключен 24 мая 1847 г. сроком на один год с условием возобновления его еще на два года, если «пожелает того Дирекция». Ему было назначено жалование от восьми до десяти тысяч франков, «смотря по успеху» его дебютов, полубенефис и 800 франков для возмещения путевых издержек. Контракт с Жаном Антуаном Петипа был заключен на три года.
С этого момента начинается история более чем полувекового служения Мариуса Петипа на русской императорской сцене. «Я имел честь служить четырем императорам: Николаю I, Александру II, Александру III и Николаю II, – вспоминал М.И.Петипа. – За время моей службы судьбы императорских театров были в руках пяти министров двора и восьми директоров».
Мариус Петипа сразу полюбился русскому зрителю не только как танцовщик блестящей школы, но и как исполнитель пантомимы. Первой его балетмейстерской постановкой совместно с Ф. Малавернем стал балет «Пахита», премьера которого состоялась в Санкт-Петербурге в Большом (Каменном) театре 26 сентября 1847 г. Спектакль шел с успехом, и Дирекция императорских театров решила перенести постановку на московскую сцену. В экспозиции представлен реестр костюмов из балета «Пахита», отправленных 6 октября 1848 г. для этой постановки в Москву. Мариус выступил в роли Люсьена д’Эрвильи, а роль Пахиты исполнила выдающаяся русская балерина Елена Андреянова.
В экспозиции представлен ряд уникальных документов о службе Мариуса Петипа в России. Особый интерес представляет его личное дело за 1847-1910 гг. из фонда Дирекции императорских театров. В нем содержится более четырехсот листов подлинных документов, среди которых – переписка Министерства императорского двора с Дирекцией императорских театров и правлением Санкт-петербургского императорского театрального училища о службе М. И. Петипа, докладные записки директоров императорских театров, рапорты режиссеров балетной труппы, контракты, формулярные списки, прошения М. И. Петипа, расписки о получении денег, разрешения на проживание, паспортные книжки, письма, телеграммы, ведомости о проданных билетах на бенефисы и многое другое.
В 1862 г. Мариус Петипа создает свой первый самостоятельный большой балет «Дочь фараона» по повести Т. Готье «Роман мумии». Музыку к постановке сочинил Ц. Пуни, либретто написал Ж. Сен-Жорж. Балет состоял из 3 действий и 9 картин с прологом и эпилогом. После успешной постановки этого балета директор императорских театров А. И. Сабуров 23 марта 1862 г. ходатайствует перед министром императорского двора В. Ф. Адлербергом о назначении Петипа балетмейстером санкт-петербургских императорских театров.
Особый раздел экспозиции посвящен постановкам балетов. Творчество Мариуса Ивановича можно разделить на несколько периодов. После успеха «Дочери фараона» в течение последующих 15 лет балетмейстер в основном возобновляет постановки балетов Ж. Перро и ставит «подражательные» балеты собственного сочинения, такие как «Корсар», «Ливанская красавица, или Горный дух», «Флорида», «Фауст», «Царь Кандавл», «Дон Кихот», «Трильби», «Катарина, дочь разбойника», «Камарго», «Бабочка», «Наяда и рыбак», «Приключения Пелея», «Баядерка» и др.
На выставке представлены документы: об отпуске денег из Кабинета е.и.в. на монтировку новых балетов, о приобретении в собственность Дирекции императорских театров партитур и либретто балетов, монтировочные ведомости постановок, описи декорационных и бутафорских вещей, афиши и программки. Выделяла деньги Дирекция императорских театров и на содержание животных, которые выводились на сцену во время спектаклей. Так, например, на содержание осла для балета «Дон Кихот» выделялось 200 р. на сезон.
Известно, что, когда Мариус Петипа приступал к сочинению балета, он расставлял на столе фигурки, вырезанные из картона, которые изображали танцовщиков и танцовщиц, находил наиболее удачный рисунок и зарисовывал композицию. Танцовщиков он отмечал крестиками, танцовщиц – кружочками, хореографические переходы показывал стрелками. В экспозиции представлены подлинные черновые наброски и записи М. И. Петипа к постановкам различных балетов.
С 1872 года балетмейстер начинает тесно сотрудничать с композитором Л. Минкусом. Их совместное творчество насчитывает более 20 балетных постановок.
Начиная с 1878 года М. И. Петипа стремится ставить балеты на современные темы, постепенно развивает классический танец. Репертуар императорских театров пополнился новыми балетными постановками – «Роксана, краса Черногории», «Дочь снегов», «Млада», «Зорайя, мавританка в Испании», «Кипрская статуя (Пигмалион)», «Волшебные пилюли», «Приказ короля», «Гарлемский тюльпан», «Весталка», «Талисман» и др.
В 1890 году, благодаря плодотворному совместному творческому союзу с композитором П. И. Чайковским, директором императорских театров И. А. Всеволожским, накопленному опыту и неисчерпаемой танцевальной фантазии балетмейстера, был создан симфонический балет «Спящая красавица». М. И. Петипа подготовил подробную программу будущего балета, на основе которой П. И. Чайковский приступил к сочинению музыки. Новатор И. А. Всеволожский создал эскизы костюмов, обращая особое внимание на историческую точность, которая ранее в балете не была важной. Декорации, костюмы, музыка и танцы были тесно связаны и дополняли друг друга. Постановка балета «Спящая красавица» стала вершиной в творчестве гениального балетмейстера, и до сих пор этот балет является непревзойденным шедевром балетмейстерского искусства. В экспозиции представлены: переписка авторов балетной постановки, фотографии артистов и сцен из балета, нотный автограф П. И. Чайковского.
В последующие годы М. И. Петипа сочиняет и возобновляет постановки балетов – «Калькабрино», «Сильфида», «Щелкунчик», «Золушка», «Лебединое озеро», «Конек-Горбунок, или Царь-девица», «Жемчужина», «Синяя борода», «Фетида и Пелей», «Раймонда», «Испытание Дамиса», «Времена года», «Арлекинада», «Ученики Дюпре», «Сердце маркизы», «Волшебное зеркало» и др.
Значительное место в экспозиции отведено материалам об отечественных и зарубежных артистах балета, большинство документов экспонируются впервые. В постановках Мариуса Ивановича Петипа блистали такие артисты: М. Андерсон, А. Бекефи, Ш. Брианца, А. Ваганова, Е. Вазем, В. Гельцер, П. Гердт, А. Горский, М. Горшенкова, Т. Карсавина, М. Кшесинская, А. Павлова, О. Преображенская, М. Фокин и др. В экспозиции представлены их личные дела, формулярные списки, служебная и личная переписка, прошения, аттестаты и фотографии исполнителей в сценических костюмах.
Мариус Петипа был дважды женат. Обе его жены, Мария Суровщикова и Любовь Савицкая, были талантливыми русскими балеринами. Дети великого мастера, по примеру своих родителей, связали свою жизнь со сценой.
Большой фантастический балет из 4 действий и 7 картин «Волшебное зеркало» стал последней постановкой Мариуса Ивановича на императорской сцене. Премьера состоялась 9 февраля 1903 г. в Мариинском театре и провалилась. После премьеры, 15 февраля 1903 года, император Николай II назначил М. И. Петипа балетмейстером пожизненно с окладом 9000 руб. в год, но фактически он был отстранен от работы в императорских театрах.
В 1906 г. были опубликованы мемуары балетмейстера, в которых он подробно описал историю своей жизни и историю русского императорского балета.
Скончался М. И. Петипа 1 июля 1910 г. в Гурзуфе и был похоронен на Волковском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге. В 1948 г. перезахоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (ныне Некрополь мастеров искусств).
Заслуги М. И. Петипа перед русским балетом огромны. Благодаря его хореографическому таланту на сцене императорских театров были осуществлены балетные постановки, которые возвели русский балет на вершину мирового искусства. Именно в России сбылись его сокровенные мечты – он создал труппу, «о которой публика говорила: это лучший балет в Европе», сочинил и поставил балеты, которые спустя два столетия ставят на своих сценах самые известные театры во всем мире.
«Вспоминая свою карьеру в России, – писал в своих мемуарах М. И. Петипа, – я могу сказать, что то была наисчастливейшая пора моей жизни, и мне остается только поблагодарить (что я и делаю) публику, а также и прессу как в Москве, так и в Петербурге за всегдашний их теплый прием и ту доброжелательность, которую они неизменно проявляли и к сочинениям моим, и ко мне самому. Да хранит Бог вторую мою родину, которую я люблю всем своим сердцем».
Историко-документальная виртуальная выставка «Созвездие русского балета» – это дань памяти великому балетмейстеру и его творчеству.
Заместитель начальника отдела информации
и научного использования документов РГИА
Т. В. Богданова